Без «Инфокома»
Выставка, которую много лет опекало Минсвязи, в этом году не состоится: желающих участвовать в ней оказалось мало.
Организатор «Инфокома» — Formika в этом году отказалась от проведения выставки, проходившей ежегодно с 2001 г., рассказал директор выставки Никита Мищенко. «Не набирается достаточное количество компаний-экспонентов, чтобы сохранить прежний масштаб выставки», — объяснил он. В 2008 г. в ней участвовали 240 фирм, а площадь составила 24 000 кв. м. Большинство крупных компаний уведомили Formika, что готовы выставляться и в этом году, говорит Мищенко. А вот среди менее крупных компаний, которые обеспечивали около 50% доходов от «Инфокома», большой отток, и Formika решила «не обременять участников рынка дополнительными расходами в такой сложный год».
Едва появившись, «Инфоком» снискал расположение тогдашнего Мининформсвязи. Его руководитель Леонид Рейман лично курировал выставку, а весеннюю «Связь-экспокомм» (организаторы — «Экспоцентр» и E. J. Krause & Associates) игнорировал. На «Инфоком» перебрались «Связьинвест», «Синтерра», АФК «Система», «Мегафон». Хотя формально «Связь-экспокомм» оставалась крупнейшей: в 2008 г. у нее было 850 участников, а площадь превышала 30 000 кв. м.
В 2008 г. руководство министерства сменилось, и поддержку получила «Связь-экспокомм». В мае 2009 г. Минкомсвязи провело на территории этой выставки расширенное заседание коллегии. А ранее разослало операторам письма с рекомендацией принять участие в выставке, напоминает заместитель гендиректора E. J. Krause Наталья Щербинина. В итоге на «Связь-экспокомм» выставились 445 компаний, заняв 24 250 кв. м. Эти цифры скромнее, чем в 2008 г., но важно, что выставка состоялась, отмечает Щербинина.
Предложений об участии в «Инфокоме» «Связьинвест» не получал, говорит директор его департамента внешних коммуникаций Игорь Пшеничников. Другой крупный экспонент — «Почта России», по словам ее представителя, сочла, что довольно и «Связь-экспокомм». Для решения бизнес-задач достаточно участия в одной выставке, согласны представители АФК «Система» Ирина Потехина и «Мегафона» Марина Белашева. В кризис индустрия развивается медленнее, а финансовые возможности компаний ограничены, добавляет Потехина. «Вымпелком» изучал возможность участия в «Инфокоме», говорит его пресс-секретарь Ксения Корнеева, но решил не тратиться.
В 2008 г. аренда квадратного метра на «Инфокоме» обходилась в среднем в $300-350 без учета НДС и надбавок за обзорность, электропитание, связь, свет и т. п., рассказывает менеджер компании-экспонента. С учетом платы за стенд метр стоил, по его словам, примерно $1000, т. е. доход организаторов «Инфокома» в 2008 г. мог составить $24 млн. А затраты на организацию выставок такого масштаба — примерно 100 млн руб. (в октябре 2008 г. — около $3,7 млн), оценивает менеджер крупного организатора выставок.
«Связь-экспокомм», по словам Щербининой, в 2009 г. снизила стоимость квадратного метра примерно на 20% по сравнению с 2008 г. до 10 000-11 000 руб. ($310-340).