Минкомсвязи поддержало поправки в закон «О связи», ведущие к госрегулированию межоператорских тарифов трех крупнейших сотовых компаний. Мнения представителей «большой тройки» об угрозе, исходящей от этих поправок для бизнеса их компаний, разделились.
Минкомсвязи согласилось с поправками в закон «О связи», которые распространяют понятие «существенный оператор» на компании сотовой связи. Об этом заявил представитель министерства.
Сейчас операторами, «занимающими существенное положение в сети связи общего пользования», считаются лишь компании, которые владеют не менее чем 25% телефонных номеров внутри регионального телефонного кода (например, московских 495 и 499, петербургского 812 и т. д.) или имеют возможность пропускать в этой географически определенной зоне нумерации не менее 25% трафика. При таком определении под понятие «существенных» подпадают лишь крупные операторы фиксированной связи — МГТС, межрегиональные компании «Связьинвеста» и т. п. У мобильных компаний номера не привязаны к конкретным регионам: например, номер с кодом 985 может использоваться и в Москве, и в Петербурге, и в любом другом городе.
Но депутат Максим Коробов еще в апреле 2008 г. внес в Госдуму законопроект, уточняющий это определение. Он предложил считать существенными также операторов, владеющих не менее чем 25% номеров на территории конкретного субъекта Федерации или всей страны. Под такую формулировку подпадает МТС (по данным AC&M-Consulting на апрель 2010 г., обслуживала 32,9% всех российских сотовых абонентов), а еще два крупнейших сотовых оператора — «Мегафон» и «Вымпелком», контролирующие чуть менее чем по 25% рынка каждый, могли бы быть признаны существенными операторами в отдельных регионах.
Если бы законопроект вступил в силу, правительство получило бы возможность регулировать тарифы на пропуск трафика, выставляемые «большой тройкой» другим компаниям. Но в начале прошлого года правительство вслед за Минкомсвязи дало отрицательный отзыв на предложение Коробова. Наличие у компании 25% всех телефонных номеров, зарегистрированных на территории субъекта, само по себе не является недостаточным основанием для признания ее существенным оператором, говорилось в отзыве за подписью вице-премьера Сергея Собянина. Кроме того, внесение в закон таких изменений «усилит противоречия между законодательством в области связи и антимонопольным законодательством» (последнее уже содержит понятие «доминирующий участник рынка», близкое по смыслу к понятию «существенный оператор») и приведет к искусственному замораживанию тарифов для абонентов вместо их снижения, посчитало тогда правительство.
В новой редакции поправок все эти замечания учтены, заверил «Ведомости» Коробов. Теперь он предлагает измерять «существенность» не количеством выданных оператору телефонных номеров, а его долей в трафике. Помимо Минкомсвязи, законопроект поддержал и думский комитет по информационной политике, информтехнологиям и связи, добавляет Коробов, — правда, при условии, что правительство тоже даст положительный отзыв. Проект официального отзыва готовит Минкомсвязи, сказал его представитель, не уточнив, когда его направят в правительство.
Вводить госрегулирование тарифов неэффективно — даже несмотря на то, что речь идет не о конечной стоимости услуг для абонентов, а лишь о межоператорских расчетах, уверена пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Уровень конкуренции чрезвычайно высокий и рынок регулирует себя сам, объясняет она. Рынок развивается динамично как раз благодаря отсутствию госрегулирования и поправки Коробова не принесут пользы ни абонентам, ни рынку в целом, согласен представитель «Мегафона» Карен Асоян. Тем более что в антимонопольном законодательстве уже есть понятие «доминирующий участник рынка», напоминает пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Впрочем, поскольку де-факто на межоператорском рынке уже сложился единый уровень цен — например, на пропуск трафика, госрегулирование вряд ли повредит операторам, спокоен гендиректор Vimpelcom Ltd. (крупнейший акционер «Вымпелкома») Александр Изосимов. Главное — чтобы чиновники, устанавливая уровень цен, не делали преференций ни для кого из участников рынка, отмечает он.
А вот Ассоциация региональных операторов связи (АРОС, представляет интересы операторов «второго эшелона») эти поправки безоговорочно поддержала. Мы не сторонники излишнего регулирования, но сейчас без него не обойтись, уверен президент АРОС Юрий Домбровский. По закону «О связи» присоединять сети других компаний обязаны только существенные операторы, в результате остальные все чаще отказываются присоединять конкурентов, чтобы ущемить их интересы, утверждает Домбровский. В качестве примера он приводит жалобу АРОС в антимонопольную службу на «Вымпелком», который, по утверждению ассоциации, в ряде регионов отказывался присоединять, например, Tele2. «Вымпелком» присоединил конкурирующие сети, как только были решены вопросы технической совместимости, парирует Айбашева.