Новым гендиректором «Вымпелкома» назначена его бывший финансовый директор Елена Шматова. Ей предстоит укрепить рыночную долю оператора по доходам, одновременно фокусируясь на возврате инвестиций.
Вчера совет директоров холдинга Vimpelcom Ltd., которому «Альфа-групп» и Telenor в конце апреля передали свои активы в «Вымпелкоме» и украинском «Киевстаре», утвердил структуру активов и произвел кадровые перестановки. Vimpelcom Ltd. будет поделена на четыре бизнес-единицы, подчиняющиеся непосредственно штаб-квартире в Амстердаме, — «Россия», «Украина», «СНГ» и «Международные бизнесы».
За российский бизнес (и отныне только за него) будет отвечать «Вымпелком», гендиректором которого со вчерашнего дня назначена Елена Шматова. Ранее она занимала пост главного финансового директора «Вымпелкома». Весь украинский бизнес сосредоточится в «Киевстаре», которым продолжит управлять его президент Игорь Литовченко, а бизнес в СНГ останется под началом Дмитрия Кромского. Руководитель бизнес-единицы «Международные бизнесы» (операции в Камбодже и Вьетнаме) пока не выбран.
С апреля 2009 г. «Вымпелкомом» руководили сразу два менеджера — главный управляющий директор Борис Немшич (отвечал за операционную деятельность) и гендиректор Александр Торбахов (курировал финансы, юридическую службу, связи с госорганами и управление персоналом). Оба решили «покинуть компанию незамедлительно», говорится в сообщении Vimpelcom Ltd.
То, что Шматову предпочли Торбахову и Немшичу, гендиректор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов объяснил ее хорошим и давним знакомством с компанией и ее внутренними процессами. Шматова работает в «Вымпелкоме» больше 10 лет. В декабре 1999 г. она была назначена финансовым контролером, а в январе 2003 г. — главным финансовым директором. Среди задач, которые стоят перед ней, Изосимов отметил высокий возврат на инвестированный капитал (ROIC). Целевое значение этого показателя он не уточнил, отметив лишь, что исторически у «Вымпелкома» ROIC был чуть ниже 20%.
Сама Шматова признала, что ее предшественники дали старт «правильным» инициативам, которые нужно продолжать. Отныне компания будет уделять больше внимания развитию сети, новых продуктов и запуску сетей мобильной связи третьего поколения (3G), а также фокусироваться на качестве продаж. В апреле 2010 г. «Вымпелком» уступил «Мегафону» второе место по числу абонентов в России. Но количество абонентов не всегда индикатор размера доходов компании, отметила Шматова: главное — укрепить позиции на рынке с точки зрения доходов. По темпам роста российской выручки «Вымпелком» в последнее время также уступал «Мегафону»: по данным «ВТБ капитала», во втором полугодии 2009 г. «Вымпелком» снизил долю в выручке «большой тройки» от услуг сотовой связи в России на 1,2 п. п. до 33,1%. А «Мегафон» за тот же период нарастил ее на 1,6 п. п. до 32,5% (доля МТС снизилась незначительно — на 0,4 п. п. до 34,4%).
Шматова — профессионал высокого уровня с большим опытом работы и ее хорошо знают в компании, что очень важно, считает гендиректор WiMax-оператора «Интерпроект» (бренд Freshtel) Сергей Авдеев, который работал в «Вымпелкоме» с 1992 по 2008 г. Это идеальный пример корпоративного топ-менеджера и человека, который знает операции и бизнес не понаслышке, добавляет президент «Microsoft Россия» Николай Прянишников (до 2009 г. работал исполнительным директором «Вымпелкома»). «Как [миноритарный] акционер "Вымпелкома", я уверен, что актив в надежных руках и стоимость акций будет расти», — добавляет он. Но по складу характера Шматова по-прежнему финансовый директор, поэтому Прянишников рекомендует ей найти хорошего коммерческого директора в качестве правой руки: тогда «Вымпелком» сможет совершать прорывы и увеличивать долю на рынке.