Гонка за количеством абонентов окончена
«ВымпелКом» объя¬вил финансовые и операционные результаты за первый квартал 2010 года.
Начало второго квартала этого года ознаменовалось объединением ОАО «ВымпелКом» и «Киевстара» в рамках новой компании «ВымпелКом Лтд.». По словам президента и главного управляющего директора «ВымпелКом Лтд.» Александра Изосимова сделка была поддержана 98% акционеров, что говорит о их высоком доверии к менеджменту компании и проводимой им политике.
Исходя из того, что сделка по объединению прошла лишь в апреле, в представленном отчете информация о финансовых показателях «ВымпелКома» и «Киевстара» приводится отдельно. В дальнейшем планируется предоставлять консолидированную отчетность.
Зато в соответствии с недавно принятыми правилами бухгалтерского учета с 1 января 2010 года ОАО «ВымпелКом» начал консолидировать операции компании ООО «Скай Мобайл» в Казахстане.
Чистая операционная выручка и OIBDA на основе проформы составили в первом квартале этого года 2,5 миллиарда долларов США и 1,2 миллиарда долларов США соответственно. При этом консолидированная маржа OIBDA по мобильному и фиксированному сегменту составила 47,2%, оставаясь близкой к показателю предыдущего квартала.
Высокий показатель операционного денежного потока — 803 миллиона долларов, в компании объясняют концентрацией усилий на генерации денежных средств и оптимизации оборотного капитала
Чистая прибыль на основе проформы составила 412 миллионов долларов.
В 1 квартале этого года была выплачена большая часть долга за приобретение компании Golden Telecom (928 миллионов долларов). В результате чего размер чистого долга ОАО «ВымпелКом» снизился до 4,9 миллиардов долларов США. При этом соотношение общего долга к OIBDA, составлявшее в момент слияния компаний 2 единицы, за последние 12 месяцев снизилось до 1,5, а объединение с «Киевстаром» этот коэффициент уменьшился до 1,3. Все это позволило «ВымпелКому» выйти из зоны риска и облегчило процесс привлечения дополнительных финансовых средств.
Компания планирует в течение года существенно увеличить затраты на ускоренное развертывание сетей 3G и FTTB. В России ее сеть третьего поколения состоит из 3400 базовых станций и охватывает 435 городов, а сети FTTB имеются у оператора в 65 городах.
В мобильном сегменте у «ВымпелКома» наблюдается увеличение спроса на услуги передачи данных, что привело к росту числа абонентских договоров в секторе широкополосного доступа с использованием USB модемов (1,2 миллиона). Спрос на голосовые услуги остается стабильным, а, вот доля доходов от дополнительных услуг в сервисной выручке от оказания мобильных услуг возросла до 20,6%. При этом показатель ARPU достиг 326 рублей.
Общее количество абонентских договоров в сегменте широкополосного доступа в Интернет, включая FTTB и мобильный ШПД, превысило 2,3 миллиона, а выручка от услуг широкополосного доступа в Интернет по сравнению с первым кварталом 2009 года увеличилась на 59,1%. Показатель ARPU в этом секторе составляет 395 рублей.
Если говорить о рынке широкополосного доступа в Интернет в Украине, Казахстане, Узбекистане и Армении, то он по сравнению с первым кварталом 2009 года вырос на 187%.
Вследствие объединения «ВымпелКома» и «Киевстара» в новой компании большое значение уделяется украинскому рынку, а он значительно отличается по своей структуре от российского. Уже около четырех лет на нем наблюдается острая ценовая конкуренция, что привело к появлению практически бесплатных внутрисетевых тарифов. «Киевстар», изначально позиционировавшийся как оператор «качественной сети и абонентской базы», все это время оставался в стороне от ценовых войн, что в конечном итоге не могло не сказаться на его показателях. В прошлом году произошло снижение как выручки «Киевстара», так и величины его абонентской базы. Одним из факторов уменьшения выручки стало снижение ставок интерконнекта. Что касается уменьшения абонентской базы, то в основном этот процесс коснулся бренда DJuice, который был введен для молодежи и других категорий низкодоходных пользователей. Сейчас абонентская база DJuice после вывода на рынок в 2009 году привлекательного ценового предложения «ноль внутри сети» стабилизировалась в районе 6 миллионов человек. Всего же на долю «Киевстара» приходится 21,9 миллиона абонентов украинского рынка. При этом он продолжает удерживать сильные позиции в сегменте высокодоходных абонентов. По словам Изосимова, война за количество абонентов окончена и в компании не собираются прилагать особых усилий по возвращению низкодоходных пользователей, а сосредоточат свою деятельность на повышении ARPU лояльных абонентов. Поэтому не стоит ожидать в ближайшем будущем от «Киевстара» сильного изменения цен. Александр Изосимов считает, что после одобрения сделки по слиянию антимонопольными органами Украины будет более продуктивно сегментировать рынок по ценовым предложениям под разными брендами: «Билайн», «Киевстар» и DJuice. Точно так же «Вымпелком» не планирует наращивать свою базу за счет малоактивных абонентов и в России. Даже было высказано мнение, что необходимо пересмотреть принципы расчета комиссионного вознаграждения для дилеров, реализующих контракты сотовой связи. За малоактивных абонентов продавцам будет выплачиваться одна сумма, а за приносящих большой доход — другая.
В ходе пресс-конференции я задал вопрос о причинах, побудивших перевести Wi-Fi сеть «Билайна» (бывшая Golden Telecom) в режим, когда за просмотр нескольких рекламных роликов абоненту предоставляются 15 бесплатных минут работы в Интернете. Но внятного ответа на него я так и не получил, из чего самостоятельно сделал вывод, что прежняя, контрактная модель ведения бизнеса себя не оправдала — абоненты банально не хотели подключаться к этой сети за деньги и оператор вынужден был искать иные способы получения прибыли.
Как известно, в последние дни Скартел (Йота) заявил о своем желании развернуть уже в этом году на частотах, выданных ему для строительства WiMAX сетей, инфраструктуру LTE. Правда, похоже, собственных средств у него для этого не хватит и придется их занимать или вступать в альянс с кем-либо из игроков сотового рынка. Генеральный директор компании Денис Свердлов в интервью РБК daily рассказал, что по инициативе «ВымпелКома» встречался с его представителями и демонстрировал им свой бизнес-кейс. Правда, при этом он отметил, что ни в каких подобных альянсах «Скартел» сейчас не заинтересован. Моя попытка прояснить данный вопрос у генерального директора «ВымпелКома» Александра Торбахова не увенчалась успехом — он отказался его комментировать. Зато Торбахов порадовался, что на рынке телекоммуникаций все реже говорят о WiMAX и все больше — об LTE.
© СОТОВИК