Мобильная революция
Абоненты сотовых операторов все чаще не разговаривают, а обмениваются различными данными, причем по безлимитному тарифу. Чтобы не упустить рынок, операторы готовятся установить разные цены на разные данные: разговор в аське, звонок по Skype и скачивание фильма будут стоить по-разному
Сейчас любая передача данных тарифицируется одинаково вне зависимости от того, что это — общение в социальной сети, скачивание видео, текста, получение письма по электронной почте и т. д., объясняет представитель оператора. Новая система позволит брать с абонента разные деньги за передачу разных данных (по сути — за разные услуги); в частности, МТС сможет отдельно тарифицировать IP-телефонию, например Skype.
«Существует колоссальный спрос [на передачу данных], он растет экспоненциально, но если применять нынешнее ценообразование, то рост выручки будет нулевым», — предупреждал в недавнем интервью «Ведомостям» гендиректор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов. «Рынок голосовых услуг мобильной связи насыщен, индустрия растет в основном за счет передачи данных, а операторы до сих пор тарифицируют все данные одинаково, по мегабайтам, — соглашается с ним Шамолин. — Если не изменить принцип тарификации этих услуг, мы рискуем упустить рынок».
Ни один из операторов не раскрывает свою рентабельность по видам услуг (сколько приносит передача голоса, сколько — данных). Но доля данных в выручке операторов растет явно медленнее, чем распространяется сама услуга. Так, за год доля доходов от передачи данных в выручке МТС выросла в 1,5 раза с 3,3% в 2008 г. до 4,9% в 2009 г. («Вымпелком» и «Мегафон» и эти цифры не раскрывают). А у всех операторов «большой тройки» — чуть больше чем в полтора раза: с 3,85% в IV квартале 2008 г. до 6,36% в IV квартале 2009 г. (данные AC&M Consulting). За это же время трафик данных у «Мегафона», например, вырос в 5,5 раза (данные компании).
По данным Comnews Research, интернет-трафик в российских сетях сотовой связи вырос с 2007 по 2009 г. в 5,3 раза с 2,6 до 13,9 петабайта, а доходы операторов от мобильного интернета — всего втрое: с 13,5 млрд до 41,6 млрд руб. По оценкам J'son & Partners, к 2013 г. количество активных пользователей мобильного интернета в России вырастет в 12 раз с 5,8 млн человек в 2009 г. до 71 млн. При этом доходы операторов от мобильного интернета вырастут только вчетверо — с 40 млрд до 170 млрд руб.
Рост трафика данных несет в себе риски превращения оператора в «трубу» — транспортную сеть, зарабатывать на которой будут не операторы, а компании, предоставляющие высокомаржинальные услуги, считает партнер iKS-Сonsulting Константин Анкилов. Операторы могут пострадать и от перетекания голосового трафика в IP. Минута разговора по Skype с мобильного устройства, по подсчетам Анкилова, стоит абоненту от 0,5 до 2 руб., которые он платит сотовому оператору за трафик. А звонки, например, в Европу с мобильного стоят для частных абонентов порядка 30-45 руб. Понятно, что выберут абоненты и чем это грозит операторам.
Сейчас Skype, по сути, бесплатен — абонент оплачивает только интернет-доступ, часто по безлимитному тарифу, говорит представитель МТС. Теперь у МТС появится возможность зарабатывать и на IP-телефонии, и на другом контенте отдельно.
МТС не первая внедряет новый биллинг — у других операторов «большой тройки» уже установлены аналогичные системы. «Мегафон» применяет разное тарифицирование трафика данных, говорит представитель оператора Роман Проколов. В частности, с его помощью реализован бесплатный трафик для всех абонентов «Мегафона» при использовании «Яндекс.карт». Работающая на сети «Мегафона» платформа тарификации пакетного трафика может также различать Skype-трафик, трафик от торрентов или социальных сетей, добавляет он. «Вымпелком» умеет тарифицировать трафик в зависимости от IP-адресов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. В частности, так реализован бесплатный для абонентов трафик при доступе на сайт Facebook, говорит она.
Skype уже сталкивалась в других странах с дополнительными наценками на свой трафик и считает это недобросовестной практикой по отношению к разработчикам приложений и, что важнее, к потребителю, говорит директор по развитию Skype в России и Восточной Европе Радж Пател.