После 15 месяцев бойкота МТС возобновляет сотрудничество с крупнейшим сотовым ритейлером страны — «Евросетью». Но соглашение охватывает лишь шесть регионов, где оператор не намерен развивать собственную розницу.
Вчера МТС и «Евросеть» объявили о подписании дилерского соглашения. С 1 августа 2010 г. «Евросеть» возобновит продажи контрактов и оборудования МТС, а также прием платежей от абонентов оператора. Но соглашение распространяется только на шесть регионов: Приморский и Хабаровский край, Читинскую область, Бурятию, Якутию и Коми. Сотрудничать с МТС будут 62 салона в 40 населенных пунктах. Это удаленные поселения и небольшие города, где МТС предпочитает сотрудничать с крупным ритейлером, а не строить с нуля собственную розничную сеть, объясняет пресс-секретарь сотовой компании Ирина Осадчая. У розничной «дочки» МТС — компании РТК уже более 3000 монобрендовых салонов связи.
МТС много лет работала с «Евросетью», но в апреле 2009 г. расторгла соглашение. За полгода до этого, в октябре 2008 г., 49,9% акций «Евросети» приобрел один из злейших конкурентов МТС — «Вымпелком», и ритейлер перестал выполнять условия дилерского соглашения, утверждал президент МТС Михаил Шамолин. Менее чем за год доля МТС в sim-картах, продаваемых «Евросетью», снизилась с 40 до 10-15%, объяснял он; поскольку это в 2-3 раза ниже рыночной доли МТС (более 30%), возникал риск переориентации абонентов МТС, приходящих в салоны «Евросети», на других операторов. Тогда же МТС прекратила принимать платежи из салонов «Евросети» — чтобы ее абоненты вовсе не заходили в эти магазины.
На каких условиях МТС и «Евросеть» договорились теперь, стороны не раскрывают. «Евросеть» пообещала, что удельный вес контрактов МТС в sim-картах, проданных на территории 40 городов, будет не ниже рыночной доли оператора, сказали «Ведомостям» два источника, близких к участникам соглашения. За это МТС готова платить «Евросети» комиссию, близкую к платежам «Мегафона» и «Вымпелкома», добавляет один из них. По данным отчетности «Мегафона» и «Вымпелкома» за 2009 г., оба оператора платили «Евросети» идентичное вознаграждение — $24,2 (включая НДС) за каждого привлеченного абонента.
Расширять сотрудничество с «Евросетью» на другие города, по словам Осадчей, МТС пока не планирует. Президент «Евросети» Александр Малис не комментирует возможность расширения партнерства, хотя признает: компании «было не очень комфортно» из-за разрыва с крупнейшим российским оператором мобильной связи. «Евросеть» не может оказывать клиентам полный комплекс услуг, объясняет Малис.
Судя по данным «Евросети» и сотовых компаний, уход МТС не должен был нанести ритейлеру финансового ущерба. Из 12,6 млн sim- карт, проданных «Евросетью» в 2008 г., на долю МТС пришлось около 40%, на «Вымпелком» — около 30% и на «Мегафон» — около 20% (в сумме — 90%). За каждого привлеченного абонента МТС платила дилерам в среднем по $14,3, говорится в ее отчете за 2008 г. Если ставки «Вымпелкома» и «Мегафона» были схожие, то в 2008 г. «Евросеть» могла заработать на продаже контрактов «большой тройки» $162,2 млн.
С апреля 2009 г. (когда МТС разорвала отношения с «Евросетью») те же 90% продаж sim-карт в салонах ритейлера делят «Мегафон» и «Вымпелком». Всего с начала апреля 2009 г. по конец марта 2010 г. «Евросеть» продала, по собственным данным, около 12 млн sim-карт. Таким образом, с учетом размера комиссий, выплачиваемых ей «Вымпелкомом» и «Мегафоном», на продаже sim-карт только этих двух операторов она могла заработать $261,4 млн.