Операторы не справились
Компания Apple рассматривает возможность изменения схемы дистрибуции iPhone в России. Сейчас этот телефон может продаваться только с контрактом одного из операторов «большой тройки».
Однако сотовые операторы пока не выполняют план по продажам, поэтому Apple решила обратиться к независимым ритейлерам.
О том, что Apple рассматривает возможность расширения схемы дистрибуции iPhone в России, РБК daily рассказали три источника на рынке сотового ритейла. По их словам, вендор планирует отойти от концепции эксклюзивных дистрибьюторов в лице операторов «большой тройки» и ищет новых партнеров среди российских поставщиков сотовых телефонов. Представители Apple провели встречи с рядом компаний, в том числе с оптовиками — «Телелогистикой», VVP Group и сетью «Связной», рассказали источники. По их словам, такое решение было принято Apple по результатам анализа продаж телефонов в России, которые оказались ниже ожиданий компании. Кроме того, летом Apple планирует выводить на российский рынок новые модели телефонов iPhone, которые операторы не смогут выкупить у вендора из-за того, что нераспроданной оказалась значительная часть уже закупленных устройств. «Для дистрибьюторов будут установлены те же закупочные условия, что и для операторов», — говорит один из собеседников РБК daily.
С представителями «Телелогистики» связаться не удалось. Представители VVP отказались от комментариев. Президент «Связного» Максим Ноготков также воздержался от комментариев. Глава российского офиса Apple Валерий Лановенко также отказался от комментариев.
По словам нескольких источников в «большой тройке», незадолго до встреч с дистрибьюторами операторы пытались договориться с Apple о пересмотре условий контрактов, касающихся уменьшения обязательств по количеству iPhone и снижения их закупочных цен. По условиям контракта МТС должна была закупить у Apple 1 млн телефонов в течение трех лет, а «ВымпелКом» и «МегаФон» — по 1,5 млн за два года. Однако, как сообщали источники РБК daily, операторы Apple установили закупочную цену для российских дилеров на уровне 400 евро за iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб и 470 евро за аппарат на 16 Гб памяти. По оценкам одного из операторов, с прошлой осени всей «большой тройке» удалось реализовать только 280 тыс. устройств.
Генеральный директор ЗАО «РТК» Сергей Румянцев говорит, что причина непопулярности iPhone в России в неправильном ценовом позиционировании. «Рынок формирует потребитель. Если цены Apple не будут соответствовать запросам потребителей, то принципиально картина не изменится», — говорит г-н Румянцев. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что основной целью Apple в возникших условиях является «продать хоть что-то». Однако самим дистрибьюторам невыгодно работать с вендором, так как он требует стопроцентной предоплаты, кроме того, закупочная цена для производителя очень велика, а маржинальность бизнеса маленькая. «Если Apple удастся договориться с поставщиками, в чем я лично очень сомневаюсь, то за первый месяц им удастся продать около 20 тыс. телефонов дополнительно к тому, что реализуют операторы», — говорит г-н Муртазин.
© РБК