Признание варягов
Совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман исполнил давнюю мечту — создать крупного евразийского оператора сотовой связи. «Альфа» договорилась о создании даже двух таких компаний — с норвежской Telenor и шведско-финской TeliaSonera.
Вчера Altimo, управляющая телекомактивами «Альфы», и TeliaSonera объявили, что создают совместную компанию, в которую внесут свои пакеты в «Мегафоне» и в крупнейшем турецком сотовом операторе Turkcell. Новая компания будет зарегистрирована «в одной из стран Запада», пройдет листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже и будет владеть «большинством акций» в «Мегафоне» и Turkcell. Скорее всего, местом регистрации станут Бермуды или Люксембург, а штаб-квартира расположится в Нидерландах, говорит источник, близкий к TeliaSonera: это позволит сэкономить на налогах и повысить качество управления.
Сложение пакетов Altimo и TeliaSonera в «Мегафоне» автоматически даст контроль. А вот контроль над Turkcell объединенная компания получит, только если Altimo или TeliaSonera отсудят 13,8% этого оператора у турецкой Cukurova Group. Та еще в 2005 г. обещала TeliaSonera 53% акций Turkcell Holding (эквивалент 27% Turkcell), однако продала часть этого пакета «Альфе». Теперь Altimo требует от Cukurova и остаток акций, заложенный под кредит в $1,7 млрд: турецкая группа допустила более 15 дефолтов по кредитному соглашению, рассказал вчера главный управляющий директор Altimo Алексей Резникович. Altimo и TeliaSonera борются за одни и те же акции Turkcell, поэтому решили выступать в судах единым фронтом, сказал «Ведомостям» президент и гендиректор TeliaSonera Ларс Нюберг. Разрешение спора с Cukurova — «первое и основное из условий» создания объединенной компании, добавляет Резникович. Представитель Cukurova не стал комментировать ситуацию.
Присоединиться к партнерству приглашен и третий совладелец «Мегафона» — «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова. Если он примет приглашение, доля российских акционеров в уставном капитале объединенной компании будет примерно равна доле TeliaSonera, рассказал Резникович; если же Усманов откажется, у скандинавов будет экономический перевес, но в совете директоров у сторон будет паритет. Такова договоренность, подтвердил Нюберг.
«АФ телеком» вчера заявила, что пока не располагает конкретными предложениями, но сомневается, что объединение активов Аltimo и TeliaSonera будет способствовать росту капитализации «Мегафона»: финансового эффекта от слияния практически не видно. «Налицо предложение, выгодное только части акционеров», — говорится в заявлении, сама же «АФ телеком» больше заинтересована в сотрудничестве со «Связьинвестом». Ранее несколько источников рассказали «Ведомостям», что Усманов ведет консультации с Минкомсвязи об обмене своих акций «Мегафона» на долю в создаваемом «Связьинвестом» объединенном госоператоре.
Объединив «Мегафон» и Turkcell, акционеры получат ликвидный актив с высоким качеством корпоративного управления, парирует Нюберг. К тому же у компании появятся хорошие перспективы развития за рубежом — например, в Африке и на Ближнем Востоке, считает Резникович.
Всего месяц назад Altimo заключила аналогичную сделку с Telenor — своим партнером по «Вымпелкому» (владеют 44% и 29,9% соответственно) и украинскому «Киевстару» (43,5% и 56,5%). На Бермудах уже зарегистрирована Vimpelcom Ltd., в которую Altimo и Telenor внесут свои пакеты в обоих операторах, если получат разрешения от регуляторов. Соглашению предшествовали пять лет конфликта и судебных разбирательств между Altimo и Telenor.
Переговоры TeliaSonera и Altimo тоже шли несколько лет, признался Нюберг, а нынешний вариант объединения активов начал обсуждаться примерно год назад. Окончательно TeliaSonera решилась на сделку, узнав о соглашении Altimo с Telenor, говорит он: «Это стало для нас подтверждением того, что Altimo решила положить конец спорам и конфликтам и настроена на продуктивное партнерство». Между двумя сделками нет прямой связи, просто за пять лет все стороны устали от конфликтов, уверяет Резникович.
Соглашения с Telenor и TeliaSonera подписаны после того, как российское правительство попросило «Альфу» завершить конфликты, портящие имидж России, и сосредоточиться на экспансии российского бизнеса за рубежом, утверждает источник, близкий к «Альфа-групп». Резниковичу «ничего не известно о возможном участии государства в подготовке сделок», а пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заверяет: правительство в урегулировании споров Altimo с Telenor и TeliaSonera не участвовало.
Поддерживает ли государство эти сделки, выяснится уже в ближайшее время: и «Вымпелком», и «Мегафон» входят в перечень стратегических активов, и передача их акций зарубежным компаниям потребует согласования в правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Резникович не ожидает проблем: ведь структура конечных владельцев «Мегафона» и «Вымпелкома» не изменится, а права российских акционеров благодаря сделкам «как минимум не пострадают». Altimo, по словам Резниковича, уже обсудила сделки с правительством и «не увидела никаких препятствий; наоборот, есть серьезная поддержка». Песков затруднился спрогнозировать решение комиссии по иностранным инвестициям.
Летом 2005 г. Михаил Фридман поставил перед «Альфой» цель — создать с помощью западных партнеров евразийского сотового оператора под стать Vodafone. Если сделки с Telenor и TeliaSonera будут завершены, таких операторов получится даже два, констатировал вчера Резникович. Сделать следующий шаг и объединить эти компании уже не удастся, считает он: Telenor и TeliaSonera — глобальные конкуренты и вряд ли уживутся в одной компании, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) никогда не одобрит слияние «Вымпелкома» и «Мегафона». Такое слияние дало бы оператора с рыночной долей, далеко выходящей за пределы доминирующей, замечает руководитель управления ФАС Константин Сеничкин.