Прозрачные частоты
Отныне частоты будут выдаваться не по частным заявкам операторов, как часто происходило до сих пор, а на конкурсной основе. Так решило новое руководство Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ).
Вчера состоялось первое за девять месяцев заседание ГКРЧ. Комиссия одобрила использование частот диапазона 2,3-2,4 ГГц для сетей беспроводной передачи данных стандарта WiMax, 3,95-26,1 МГц — для цифрового радиовещания в стандарте DRM и 7,9-8,4 ГГц — для радиорелейной связи. Как рассказал по итогам заседания комиссии заместитель ее председателя — глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информтехнологий и массовых коммуникаций Сергей Ситников, его ведомство проанализирует ситуацию с наличием свободных частот в диапазоне 2,3 ГГц и в мае объявит конкурс на них.
Вчера же ГКРЧ рассмотрела группу заявок о выделении частот для сетей WiMax по всей России и по всем заявкам вынесла отказы, сообщил Ситников. Комиссия вообще отказывается от практики рассмотрения частных заявок, объяснил он. До сих пор, по словам Ситникова, система выдачи частот в России работала по принципу «кто первый встал, того и тапочки, к тому же отовсюду появляются спаниели, старающиеся побыстрее эти тапочки принести». Впредь, говорит он, ГКРЧ будет по возможности выставлять частоты на конкурс, а в случае острой конкуренции — на аукцион.
Прежняя система была менее прозрачной. В частности, в 2001 г. МТС для выхода в Петербург пришлось покупать у датчанина Джеффри Гальмонда за $30,7 млн компанию «Телеком XXI», одним из основных активов которой были GSM-частоты в Северной столице. Впоследствии третейский суд Цюриха, рассматривавший конфликт совладельцев «Мегафона», пришел к выводу, что Гальмонд, продавая «Телеком XXI», действовал в интересах тогдашнего министра связи (ныне советник президента) Леонида Реймана. И Гальмонд, и Рейман это отрицали.
В 2006 г. в силу вступили правила проведения торгов на получение лицензий, предусматривающие проведение конкурсов или аукционов при распределении ограниченных ресурсов — радиочастот. С тех пор было проведено несколько конкурсов на частоты для сотовой связи, но частоты для других технологий (например, для WiMax или цифрового ТВ) по-прежнему распределялись решениями ГКРЧ. Так, например, уже в 2006 г. получила частоты для федеральной сети WiMax мало кому известная в то время «Сумма телеком».
С критикой в адрес прежней системы распределения частот не согласен экс-руководитель Федерального агентства связи (организует работу ГКРЧ) Андрей Бескоровайный: частоты выдавались по нормам, установленным законодательством, а решения ГКРЧ принимались коллегиально. К тому же конкурсы тоже могут быть непрозрачными, а Минкомсвязи физически не сможет проводить их по всем поступающим в комиссию заявкам, уверен он.
В большинстве развитых стран частоты распределяются на конкурсах, это правильно, говорит коммерческий директор WiMax-оператора «Престиж-интернет» Олег Тайнов. Но и конкурсные условия не должны создавать никаких преференций, отмечает он. Все частоты, на которые есть спрос (для WiMax, 3G, GSM и др.), должны распределяться только на конкурсах или аукционах — без конкурсов можно выдавать частоты только под экспериментальные проекты, когда перспективы используемой технологии еще не ясны, солидарен гендиректор поволжского сотового оператора СМАРТС Андрей Гирев.