«Ростелеком» пинает мяч
Оператор хочет стать партнером чемпионата мира по футболу.
«Ростелеком» хочет стать телекоммуникационным партнером чемпионата мира (ЧМ) по футболу в 2018 году, право проведения которого доверено России. Как стало известно "Ъ", с таким предложением оператор уже обратился в Минкомсвязи. Вместе с «МегаФоном» «Ростелеком» уже стал партнером Олимпиады-2014 в Сочи, за спонсорский контракт они заплатят по $130 млн. Генеральному телекоммуникационному спонсору ЧМ в ЮАР в 2010 году — компании MTN — подобное соглашение обошлось в $65 млн.
В декабре прошлого года Минспорттуризм совместно с Российским футбольным союзом (РФС) во исполнение поручения премьер-министра Владимира Путина подготовил проект распоряжения (имеется в распоряжении "Ъ") об учреждении некоммерческой организации «Организационный комитет "Россия- 2018"», деятельность которой необходима для «обеспечения мероприятий по организации и проведению чемпионата мира по футболу». Согласно проекту, Минспорттуризм возьмет на себя полномочия одного из учредителей этой организации.
Министерствам было дано поручение подготовить свои предложения по организации ЧМ-2018. Недавно в Минкомсвязи поступило инициативное письмо из «Ростелекома», в котором оператор изъявил желание стать телекоммуникационным партнером ЧМ-2018, рассказал "Ъ" источник, знакомый с его содержанием. Этот факт также подтвердили в Минкомсвязи.
«Участие в футбольных проектах для нас один из наиболее эффективных способов контакта со своими целевыми аудиториями. Кроме того, это средство формирования и укрепление бренда»,- поясняет представитель «Ростелекома» Олег Румянцев. По данным ФИФА, ЧМ-2010 в ЮАР транслировали сотни вещателей из 70 стран. Каждый матч в среднем посмотрели 400 млн телезрителей, финал — 700 млн человек. На заседании правительства 7 декабря Владимир Путин оценил совокупную всемирную аудиторию ЧМ-2018 в 8 млрд человек.
Российская заявка на право проведения ЧМ-2018 предусматривает проведение матчей в 13 городах — Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону, из которых перед чемпионатом один будет отсеян. Бюджет российского оргкомитета, указанный в заявке, составляет $640 млн. По предварительным подсчетам, строительство стадионов и прилегающей к ним инфраструктуры обойдется в 300 млрд руб.
«Ростелеком» и «МегаФон» в прошлом году стали телекоммуникационными спонсорами Олимпиады-2014 в Сочи (см. "Ъ" от 2 февраля 2009 года). Спонсорский взнос обошелся каждой компании в $130 млн, при этом половина этих средств должна быть выплачена деньгами, а другая половина зачтется в качестве предоставления услуг. Кроме того, компании планируют инвестировать в развитие инфраструктуры города и региона более $200 млн. Статус спонсора Олимпиады позволяет этим компаниям получить частоты под LTE в регионе ее проведения вне конкурса.
Сколько может стоить спонсорский пакет ЧМ-2018, никто из опрошенных вчера "Ъ" экспертов оценить не берется ввиду отдаленности события. В 2010 году генеральный телекоммуникационный партнер ЧМ в ЮАР — компания MTN — потратил $65 млн. На ЧМ-2002 года в Японии и Южной Корее операторы KT (бывшая Korea Telecom) и NTT заплатили за спонсорский пакет около $40 млн. Deutsche Telekom, которая выступала спонсором ЧМ-2006 в Германии, не раскрывает сумму уплаченных взносов.
Господин Румянцев добавляет: «Ростелеком» надеется, что участие в этом проекте будет «экономически оправданным, но с уверенностью об этом можно будет говорить только после окончательного согласования всех условий партнерства». По данным компании Lagardere Unlimited, специализирующейся на спортивном маркетинге, в 2009 году мировые затраты на спортивный маркетинг составили примерно €45 млрд, из них 43% бюджета пришлось на футбол, следом идет американский футбол, но уже с показателем всего 5,8%.
The Coca-Cola Company в октябре прошлого года в отчете для Комиссии по ценным бумагам и биржам США указала, что за третий квартал 2010 года ее продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли на 8% во многом благодаря тому, что компания участвовала в спонсорской поддержке ЧМ-2010. За первые девять месяцев продажи компании в регионе Евразия и Африка выросли на 11%.
«Большая тройка» с предложениями стать партнерами ЧМ еще не выступала. «Нам интересно сотрудничество с оргкомитетом чемпионата мира "Россия-2018", но конкретных шагов компания еще не предпринимала, так как этот орган еще даже не сформирован»,- сообщил директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов. Он также не исключил, что, возможно, «МегаФон» и «Ростелеком» смогут выступить в партнерстве, как и в случае с «Сочи-2014». С 2008 года «МегаФон» спонсирует РФС и Российскую футбольную премьер-лигу.
В «Вымпелкоме» от комментариев вчера отказались, в МТС заявили, что готовы рассмотреть предложения по участию в спонсорстве ЧМ, но пока такого предложения не поступало. В Минкомсвязи сообщили, что решение о проведении конкурса должно приниматься оргкомитетом чемпионата.