В Билайне все спокойно
Несмотря на кризис, во 2 квартале 2009 года оператор показал неплохие финансовые результаты как в России, так и в странах СНГ.
Чистая операционная выручка компании во втором квартале достигла 69 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с первым кварталом 2009 года на 3,3%, а OIBDA достигла 35 миллиардов рублей, увеличившись на 8,7%. Консолидированная маржа OIBDA выросла до 50,6% с показателя 48,1%, отмеченного в первом квартале 2009 года.
Хотя чистая прибыль сильно зависит от колебаний курсов рубля и доллара, во втором квартале были достигнуты неплохие результаты — этот показатель поднялся до отметки 22,6 миллиарда рублей (в первом квартале чистый убыток составил 8,5 миллиарда рублей).
Если рассматривать показатели по нашей стране, то квартальная выручка в России составила 59,1 миллиарда рублей, показав рост по сравнению с предыдущим кварталом на 5,1% и на 11,8% по сравнению со вторым кварталом прошлого года. Консолидированная квартальная маржа OIBDA составила 51,2%, увеличившись с 47,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Абонентская база в мобильном сегменте по сравнению с первым кварталом 2009 года выросла на 1 миллион человек и достигла 63,7 миллионов человек. Это почти на 19% больше, чем год назад. При этом в мобильном сегменте выручка выросла на 8,2% по сравнению с предыдущим кварталом, показатель MOU — на 4,3%, а ARPU — на 5,2%.
Во втором квартале 2009 года общее количество российских абонентов широкополосного доступа в Интернет, включая FTTB и мобильный ШПД, достигло у «Билайна» 1,7 миллиона человек, против 0,6 миллиона год назад.
Выручка в фиксированном сегменте снизилась на 2,3% по сравнению с первым кварталом текущего года, составив 17,2% от общей выручки в России. Фиксированная маржа OIBDA снизилась с 30,1%, достигнутого в первом квартале 2009 года, до 29,6% во втором. Такая динамика обусловлена изменением курса валют. Часть корпоративных и оптовых тарифов компании привязана к зарубежным валютам, а большинство операционных расходов производится в российских рублях.
Определенных успехов «Билайн» добился и на рынках стран СНГ. По словам Дмитрия Плесканоса исполнительного вице-президента по развитию бизнеса в странах СНГ ОАО «ВымпелКом» за рубежом абонентская база компании достигла показателя 13,6 миллиона активных пользователей, что на 21,4% больше, чем год назад. По сравнению со 2 кварталом прошлого года база «фиксированных» абонентов выросла в 4 раза и теперь составляет более 53000 человек. Выручка от операций в странах СНГ увеличилась на 16,3% по сравнению со вторым кварталом прошлого года, достигнув 14,6% от общего объема консолидированной выручки. Во втором квартале 2009 года консолидированная OIBDA по фиксированным и мобильным операциям на рынках СНГ составила почти 4,9 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 0,8 миллиарда рублей.
Армения
Эта страна выделяется тем, что в ней у «Билайна» по долям наблюдается паритет между мобильным и фиксированным бизнесом. Выручка в локальной валюте по сравнению с первым кварталом 2009 года во 2 квартале выросла на 7%, а маржа OIBDA перевалила за 50%. Во втором квартале на рынок были выведены различные маркетинговые программы, вследствие чего показатель MOU достиг 238,4 минуты, а ARPU в локальной валюте вырос на 10%.
В Армении «Билайн» продолжает развитие сети 3G, в которой во 2 квартале этого года был совершен полумиллионный видеозвонок.
Казахстан
Учитывая, что страна уже почти 2 года находится в кризисе, результаты «Билайна» в ней выглядят достаточно неплохо. Абонентская база в мобильном сегменте за год увеличилась на 1,5 миллиона и достигла во втором квартале 2009 года 6,6 миллиона активных абонентов. По отношению к первому кварталу во втором квартале наблюдался 12% рост использования услуг. Рост выручки в локальной валюте составил 11%, а маржинальность превысила 54%, что является рекордом для данной страны.
Украина
Украинский телекоммуникационный рынок имеет несколько особенностей. Во-первых, государственный монополист на рынке фиксированной связи — «Укртелеком» — диктует свои расценки на интерконнект, который, по мнению специалистов «Билайна» мог бы быть раза в 4 дешевле. Все это заставляет операторов строить собственные линии связи. Кроме того, на сотовом рынке Украины отсутствует персонализация — контракт мобильной связи купить здесь может любой желающий без предъявления каких-либо документов. Из-за легкости приобретения контрактов у многих абонентов до настоящего времени на руках имелись SIM-карты сразу нескольких операторов. В условиях кризиса пользователи стали сокращать число активных симок, что привело к общему уменьшению абонентской базы украинских операторов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество абонентов в сотовом сегменте у «Билайна» уменьшилось на 8,4% и составило во втором квартале 1,9 миллионов человек. Но и в этих сложных условиях оператор продолжает сохранять достаточно высокие показатели. Рост OIBDA по сравнению с 1 кварталом 2009 года составил 50%, маржа OIBDA достигла 19,6%, а ARPU в местной валюте подрос на 15%.
Число пользователей в сегменте ШПД составляет у Билайна на Украине 50000 человек.
Узбекистан
Расценкам на сотовую связь в этой стране можно только позавидовать (на уровне жизни заострять свое внимание не будем). В конце 2008 года стоимость минуты в мобильных сетях составила всего 2 цента. Но, как оказалось, и это не предел. Из-за ценовых войн операторов, во втором квартале 2009 года стоимость минуты рухнула до 1 цента. При этом маржинальность удается держать выше 50%. А, вот, ARPU из-за уменьшения спроса на услуги уменьшился на 15%. Для оживления рынка «Билайн» запустил на рынке Узбекистана новые маркетинговые инициативы.
Таджикистан
Некоторые опасения во втором квартале у «Билайна» вызывал факт необходимости продления действия GSM лицензии в этой стране. Но, что называется, пронесло, и сейчас даже сеть 3G вышла за пределы столицы. То, что пока практически недоступно москвичам, теперь появилось в Хатлонской и Согдийской областях Таджикистана.
Рост выручки по сравнению со вторым кварталом 2008 года составил 73,3% — до 461 миллиона рублей, а маржинальность достигла 37,5%.
Грузия
Впервые во втором квартале 2009 года OIBDA у «Билайна» на грузинском рынке вышла из отрицательной зоны и оператор стал прибыльным во всех странах СНГ.
Рост выручки по сравнению со вторым кварталом 2008 года составил 148,9% и 11,7% — по сравнению с первым кварталом 2009 года. Величина выручки составила 229 миллионов рублей.
По сравнению со вторым кварталом 2008 года абонентская база в сотовом сегменте на грузинском рынке у «Билайна» увеличилась на 71% и достигла 300 тысяч человек.
Юго-Восточная Азия
Помимо СНГ «Билайн» теперь присутствует и в двух странах Юго-Восточной Азии -Камбодже и Вьетнаме.
В Камбодже запуск сети под брендом «Билайн» был осуществлен в мае 2009 года. К началу коммерческой деятельности в 11 крупнейших провинциях, охватывающих 42% населения страны, было установлено 160 базовых станций. А к концу 2009 года планируется покрыть территорию, на которой проживает более двух третей населения страны. В настоящее время количество абонентов «Билайна» в Камбодже не разглашается, но заявляется, что оно исчисляется шестизначной цифрой. Продажи услуг в этой стране уже принесли «Билайну» выручку в размере 28 миллионов рублей. Во Вьетнаме работа сети из 845 БС стартовала 20 июля этого года. На начальном этапе услуги будут доступны в крупнейших провинциях Вьетнама с общим населением более 15 миллионов человек, а к концу 2009 года планируется покрыть более 40 провинций Вьетнама с населением около 41 миллиона человек.
© СОТОВИК