Виртуальные лицензии
Отныне в России можно получать лицензии на сотовую связь, не имея ни частот, ни номеров. Достаточно лишь договориться об их использовании с одним из действующих операторов.
Одна из главных препон для российских сотовых операторов — необходимость получать частоты: для гражданского использования в России отведено менее 10% спектра. Например, в 2007 г. операторы бились на конкурсах за частоты на Дальнем Востоке, а потом оспаривали результаты конкурсов. Виртуальному же оператору, чтобы получить лицензию, достаточно будет согласовать с сотовой компанией, инфраструктуру которой он намерен использовать, схему партнерства и утвердить ее в Роскомнадзоре, рассказывает Лашкина.
В России уже работает несколько проектов, называющих себя MVNO. В частности, «Евросеть» с 2007 г. продает услуги связи поволжского оператора СМАРТС и с тех пор подключила около 10 000 абонентов, говорит гендиректор СМАРТС Андрей Гирев. У самой СМАРТС, по данным AC&M-Consulting, в конце января было 3,5 млн пользователей. Тем не менее проект MVNO успешный, считает представитель «Евросети» Наталья Аристова. Будет ли «Евросеть», 49,9% акций которой с осени 2008 г. принадлежат «Вымпелкому», претендовать на лицензию виртуального оператора, решится после консультаций с акционерами, говорит она. По словам Гирева, сейчас у СМАРТС в начальной стадии находятся еще три схожих проекта, один из которых — классический MVNO. Имена партнеров и сроки возможного запуска проектов Гирев не называет.
В декабре 2008 г. МТС совместно с сетью Auchan запустила проект «А-Мобайл», в рамках которого сеть гипермаркетов продает клиентам специальный тарифный план МТС. Количество подключений превышает ожидания в два раза, довольна пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая: в среднем за месяц к тарифу подключается порядка 10 000 абонентов, так что к концу году их должно быть 100 000. Осадчая не исключает, что МТС, изучив результаты «А-Мобайл», примет решение о создании полноценного MVNO. Связаться с представителем Auchan вчера не удалось.
«Вымпелком» еще изучает текст приказа, говорит его представитель Елена Прохорова. Но свободных емкостей, которыми можно было бы поделиться с виртуальными операторами, у «Вымпелкома» нет.
А московский «Мегафон» как раз в этот понедельник запустил собственный проект под брендом «Просто для общения». Он позиционирует эту сеть как оператора-дискаунтера. В отличие от проектов с «Евросетью» и Auchan, этот MVNO-проект обеспечен независимым от «Мегафона» билингом, отдельным call-центром и центром обслуживания (общая стоимость — 200 млн руб.). Отличие «Просто для общения» от классического MVNO лишь одно — «Мегафон» обошелся без стороннего партнера. Впрочем, объяснял советник гендиректора «Мегафон-Москва» Роман Проколов, потенциальные партнеры у компании есть.
Готов запускать виртуальные сотовые сети и «Скай линк», причем как на базе существующих CDMA-сетей, так и на строящихся сейчас GSM-сетях, говорит гендиректор компании Гульнара Хасьянова.
Возможностью создать MVNO интересуется ритейлер X5 Retail Group (владелец сетей «Перекресток» и «Пятерочка»), говорит его директор по маркетингу и основатель голландского виртуального оператора Effortel Михаил Сусов. О работе в России в качестве MVNO думала и британская Vodafone, рассказывал ранее «Ведомостям» менеджер компании — партнера нескольких российских сотовых операторов. Но в октябре 2008 г. Vodafone заключила «эксклюзивное стратегическое неакционерное соглашение» с МТС на четыре года. Операторы будут обмениваться технологиями, совместно закупать оборудование и т. п. А оказывать услуги на территории, где уже работает партнер, соглашение запрещает, рассказывал тогда близкий к его участникам менеджер. Vodafone очень довольна партнерством с МТС, говорит представитель британского оператора Бобби Лич. Обсуждать возможность виртуальной работы Vodafone в России он не стал, но добавил: ни в одной из более чем 25 стран, где работает эта компания, она не использует вариант MVNO.