Владимир Евтушенков не зря встречался с Владимиром Путиным и обсуждал поддержку системы «Глонасс». Уже с октября ввозные пошлины на автомобильные телематические GPS-системы могут повыситься с 5 до 25%.
Повышение пошлин с 5 до 25% на промышленные навигационные системы, работающие в диапазоне 1574,42 МГц (диапазон для американской GPS) на транспорте, который осуществляет коммерческие перевозки, одобрила подкомиссия при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, теперь решение должна рассмотреть комиссия Таможенного союза, говорится в сообщении правительства. Ее комитет может обсудить пошлины на GPS 10 августа, а голосование по вопросу их введения может состояться в конце августа — начале сентября, сообщил представитель комиссии. Решение вступает в силу через месяц, т. е. в октябре.
Повышение пошлин инициировал Минпромторг, оно будет распространяться только на промышленные навигационные системы, речь не идет о бытовых навигаторах, подчеркивает его представитель. Это подтверждает источник в правительственной подкомиссии.
В середине июля председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков предложил премьер-министру Владимиру Путину запретить ввоз в Россию оборудования, не поддерживающего российскую навигационную систему «Глонасс», конкурирующую с GPS. Путин тогда поддержал это предложение. Установление 25%-ной пошлины будет способствовать эффективному импортозамещению, считает представитель «Навигационно-информационных систем» (51% ее акций принадлежит «Системе») Игорь Фрумкин.
В 2009 г. объем рынка мониторинга автотранспорта в России составил 925 млн руб., а в 2010 г. может достичь 1,29 млрд руб., отмечает исполнительный директор «Русских навигационных технологий» Иван Нечаев, ссылаясь на данные инвестбанка «Открытие». Протекционистские меры вряд ли как-то скажутся на темпах роста — промышленные системы автомониторинга собираются на импортной элементной базе в России и подстраиваются индивидуально под заказчика, замечает он. Даже если государство введет пошлины на чипы и они после растаможивания будут стоить не $10, а, например, $12,5, к спаду спроса это не приведет, уверен Нечаев.
Западные производители получат хороший стимул активизировать разработку систем «Глонасс/GPS», но российские производители от этого мало что получат, поскольку конкурентоспособного серийного производства навигационного оборудования в России пока нет, указывает генеральный директор Data+ Алексей Ушаков. Чипы для «Глонасс» и «Глонасс/GPS» спроектированы, но еще не производятся — «Ситроникс» (64% принадлежат «Системе») в конце года покажет опытный образец, говорил недавно его президент Сергей Асланян. Инициативу правительства по введению пошлин на GPS представитель «Ситроникса» не комментирует.