Мегафон спешит на помощь
В Москве начал работу первый в стране Ситуационный центр мобильной связи, развернутый на базе Федерального центра управления и мониторинга сети «МегаФон».

В церемонии открытия центра приняли участие министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ Владимир Степанов, генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков, представители государственных структур, представители средств массовой информации и специалисты в области мобильной связи.

О новом подразделении и задачах, стоящих перед ним, рассказала Галина Алексеевна Белова, директор Федерального центра управления и мониторинга сети «МегаФон» (более подробно о нем — здесь).

Ситуационный центр предназначен для обеспечения работоспособности сети «МегаФон» на всей территории Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Проектирование ситуационного центра осуществлено с учётом задач, поставленных в сентябре 2009 года на коллегии Минкомсвязи РФ («Обеспечение функционирования сети связи общего пользования при чрезвычайных ситуациях на критически важных объектах»).
Из Центра оперативный дежурный осуществляется контроль и координацию аварийно-восстановительных работ на объектах связи сети «МегаФон». Ему помогают два помощника — дежурный по федеральным сервисам и дежурный, контролирующий опорную сеть. Для повышения оперативности в филиалах оператора выделены специальные сотрудники, занимающиеся мониторингом региональных сетей. Всего численность оперативного персонала по всей стране составляет 174 человека. Под их неусыпным контролем находятся 368 000 единиц различного оборудования сети. В случае необходимости персонал может изменить распределение нагрузки, ввести резервные мощности, запустить в работу автономные источники электропитания и т.д.

Для предотвращения кризисных ситуаций работниками центра осуществляются превентивные меры. Так, к примеру, ведется мониторинг новостных Интернет и видео ресурсов. Порой региональные видеопрограммы поставляют информацию даже оперативнее, чем новостные ленты в Интернете.

Также на случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование оборудования. Запас прочности сети «МегаФон» составляет среднем от 25 до 40%. В местах нахождениях стратегических объектов и массового скопления народа оператор стремится довести этот показатель до 40%.
Большое значение в работе центра придается оперативности решения возникших проблем. Это позволяет снять панику среди населения и предупредить его о зоне опасности, что позволяет уменьшить количество жертв в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для этого были разработаны специальные регламенты взаимодействия, как с подразделениями оператора, так и с органами власти. Самые жесткие рамки приняты внутри самого оператора. В правилах четко прописано, кто, как и с кем взаимодействует, за что несет ответственность и в какие временные сроки принимает решения.

Первоочередное значение отводится взаимодействию оператора ситуационного центра с оперативными дежурными МЧС, представителями Минкомсвязи и других ведомств при появлении угрозы или возникновении чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. Такое взаимодействие позволяет оператору более оперативно решать вопросы, связанные с доступом к местам аварий и упростит получение разрешений на эксплуатацию передвижных БС.
Также к задачам Центра относится организация оповещения абонентов мобильной связи о чрезвычайных ситуациях или угрозе их возникновения. В случае поступления от МЧС команды на оповещение населения, оператор может осуществить рассылку СМС, содержащих до 19 символов. В нем указывается короткий номер 0020, позвонив по которому, абонент может узнать, что произошло и получить рекомендации по действиям. Во втором варианте возможна рассылка более объемных сообщений с подробной информацией. В ближайших планах «МегаФона» — распространение действия этой услуги во всей сети, а также реализация возможности оповещения в заданной зоне. Впервые масштабное оповещение абонентов было организовано 29 марта 2010 года в Москве после взрывов в столичном метро.
Хотя ситуационный центр действует в тестовом режиме только с 1 февраля, его сотрудники уже зарегистрировали 20 экстраординарных событий. Так, этой зимой из-за ураганного ветра в Дагестане остались без электропитания 96 БС, обеспечивающих более 25% покрытия всей сети «МегаФон» в республике. Для устранения внештатной ситуации были оперативно привлечены 14 аварийных бригад и 28 резервных генераторных установок.
В заключение презентации был проведен сеанс видеоконференции оперативного дежурного ситуационного центра с ответственными специалистами сети по Сибирскому, Поволжскому и Центральному филиалам.



© СОТОВИК