Мобильные платежи и NFC: светлого будущего пока не будет
Слухи, будто грядущие iPhone и iPad получат поддержку NFC-технологии, рождают уверенность, что уже в ближайшей перспективе оплата товаров и услуг превратится в удовольствие. Увы, до прогрессивной Японии нам очень далеко.
Да, действительно, NFC-коммуникации (Near Field Communication), как беспроводная высокочастотная связь малого радиуса действия, открывающая безопасный обмен данными на расстоянии до 10 см, традиционно ассоциируется с мобильными финансовыми транзакциями: например, для оплаты проезда в метро достаточно пройти через турникет с телефоном в кармане, а заправка бензобака упрощается до простейшего поднесения мобильника к считывающему устройству. Технология появилась в далеком 2004 году и уже вовсю эксплуатируется в продвинутых Японии и Корее. Так, в Стране восходящего солнца в привычку вошел «мобильный бумажник» Osaifu-Keitai, интегрирующий FeliCa, местную NFC/RFID-разновидность, и набор операторских служб, — он пригоден для оплаты с мобильников общественного транспорта, покупок в торговых автоматах, билетов не концерты или самолеты, товаров в магазинах и т. п.
Между тем для всестороннего NFC-внедрения в нашу обыденность и торговлю придется привлечь набор разносторонних систем и технологий, включая электронные транзакции, функционирующие по сходным с кредитными картами принципами. Опять же NFC-экосистема требует соглашения с обилием банков, торговых учреждений, производителей телефонов и сотовых операторов — все они захотят поучаствовать, в том числе в вопросах комиссионных отчислений и технологической совместимости. Другими словами, NFC-коммуникации для оплаты бессмысленны, если нет подлежащего фундамента, собранного из договоренностей между сторонами, инфраструктуры, процедур обработки данных, механизмов безопасности и систем сверки учетных записей.
По оценкам отраслевых экспертов, даже если к 2014 году количество совершаемых через мобильные телефоны платежей удвоится, объем денежного потока здесь не превысит 1-3% всех транзакций по карточкам или чекам.
Есть проблема и в том, что владельцы кредитных систем вроде Visa в целом против того, чтобы сотовые операторы занимались вопросами напрямую к ним не относящихся платежей.
Однако гений Стива Джобса вполне способен вновь доказать собственную непокорность системе. Уместно напомнить, что число подписчиков iTunes превышает 160 млн, и большинство из них располагают кредитной картой, привязанной к учетной Apple-записи. Таким образом, внедрив NFC-модули в iOS-устройства, Купертино скажет отрасли: смотрите, нас миллионы — и мы хотим тратить деньги.
Давление на бизнес-акул может прийти и со стороны торговых предприятий: представьте, в магазине звучит привлекательная музыкальная композиция, и купить ее можно, просто пройдя через турникет с iPhone в кармане, — песня тут же окажется в телефоне. Продавцы вообще были бы рады какой-либо альтернативе существующим платежным системам, ведь компании-эмитенты кредитных карт требует грабительских комиссий за каждую транзакцию. Опять же оснащение кассовых аппаратов NFC-поддержкой обойдется в гроши: за 18 долларов легко обзавестись специальным стикером, который, крепясь к платежному терминалу, наделяет его NFC-пониманием.
© СОТОВИК