У российской спутниковой системы перспективы туманные.
Насколько оправданны затраты на глобальную спутниковую систему в масштабе федерального бюджета и ресурсов частных потребителей? Эту тему обсуждают сегодня на заседании под эгидой Минпромторга. «ГЛОНАСС будет реально востребована со второй половины 2011 года, а массового спроса на навигаторы следует ожидать года через три», — дает свой прогноз в интервью РБК-ТВ независимый эксперт рынка телекоммуникационных систем Михаил Фадеев.
ГЛОНАСС — проект утопический. Амбициозная космическая программа, в которую вложены, по предварительным подсчетам, более 3,7 млрд долл., никогда не окупится, предупреждают эксперты. Во-первых, система явно запаздывает — минимум на два года, в то время как конкуренты активно осваивают незанятую нишу рынка. Во-вторых, сказываются традиционные сомнения российских потребителей в надежности отечественной продукции. В итоге на российский сегмент космического пространства кроме ГЛОНАСС претендуют американская GPS, европейская Galileo и китайская «Бэйдоу» («Компас»).
«Основная проблема заключается, как мне кажется, в том, что потребительский рынок, рынок коммерческих внедрений ГЛОНАСС практически равен нулю. То есть в России есть на текущий момент до 100 тыс. установок навигационных модулей ГЛОНАСС-GPS. И это при том, что в год в России продается как минимум 1,5-2 млн устройств с «голым» GPS без ГЛОНАССА», — делится своими соображениями Михаил Фадеев.
Пока рынок ГЛОНАСС, по словам экспертов, освоен на 4%. И это в основном за счет госпрограмм — в частности, систему ставят на военную технику и спецтранспорт. На западе охват потребительского рынка аналогичными системами телекоммуникаций в десятки раз выше.
Чтобы включиться в борьбу за рынок, российские власти могут обязать автопроизводителей оснастить ГЛОНАСС автомобили и запретить ввоз иномарок с приемниками GPS, которые не ловят сигналы ГЛОНАСС. Аналитики предупреждают: пока навигаторы ГЛОНАСС дороже зарубежных аналогов, заградительные барьеры ничего не дадут. «Ограничивать ввоз оборудования или автомобилей, не оснащенных ГЛОНАСС, это абсурд, поскольку стоимость этого приемника составляет проценты или даже доли процентов от стоимости более сложного устройства», — говорит директор по исследованиям ресурса Capital & ICT Сергей Коляда.
В разделе сфер влияния в космической навигации Россия пока проигрывает, говорят эксперты. Надо было давно начать диалог с партнерами-конкурентами о техническом и финансовом сотрудничестве — так проще продвигать свою продукцию на глобальном рынке. Американцы и европейцы уже договариваются об унификации своих систем. Так что спутники ГЛОНАСС будут вынуждены в буквальном смысле догонять космических соперников в борьбе за потребителя.
© РБК